ХРОНОЛОГИЯ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИИ В ОСВОЕНИИ ХИБИН

1930

Памятный знак в честь основания первого в Хибинах Кировского рудника. 2003

1 января. Член Политбюро, секретарь ЦК и Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров провел в поселке Кукисвумчорр совещание с руководителями треста «Апатит», партийными и советскими работниками, на котором выдвинул главные задачи по освоению Хибин: форсированное строительство рудника и организация добычи руды на нем. завершение строительства железнодорожной ветки до озера Большой Вудъявр, постройка рабочего поселка и электростанции, дальнейшее исследование полезных ископаемых Хибинских месторождений.

Совещание в домике геологов 1 января 1930 г. Абрамов, управляющий ралтеком апатитовых разработок Ногтев, УСЛОН М. П., Фивег, начальник разведочной партии НИУ М. Ф. Кадацкий, председатель Ленсовета С. М. Киров, секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) В. И. Кондриков, управляющий трестом Лещинский, секретарь Мурманского окружкома ВКП(б) Кондратьев, председатель Мурманского окружного исполкома К. Л. Островецкий, горный инженер Болдаков, начальник строителльства железной дороги Чиркин, колонизационный отдел Мурманской ЖД ХЗ Л. Б. Антонов, зам. нач-ка разведочной партии НИУ Окунев, начальник строительства грунтовой дороги ХЗ Г. С. Пронченко, геолог разведочной партии НИУ

11 января, Открыта первая в Хибинах метеорологическая станция «Апатитовая гора».
21 января. Дирекция разработок и эксплуатации хибинских апатитов переезжает из Ленинграда.
28 января. В Хибины из Ленинграда прибыла специальная комиссия, основной задачей которой являлось рассмотрение вопросов строительства в районе апатитовых разработок промышленного города.
6 февраля. Приказом Народного комиссара тяжелой промышленности СССР организован Рудэкспорт. 20 февраля для него определена номенклатура экспорта, включающая хибинский апатит.
С И. Вольфкович и А. И. Логинова за опытом по переработке апатита (Государственная премия СССР за 1940 г.)25 февраля. Представитель Института удобрений (НИУ) профессор С. И. Вольфкович докладывает на заседании Всесоюзного комитета по химизации о результатах опытов по переработке хибинского апатита в удобрения.
1 марта. Ленинградский институт «Механобр» приступил к разработке проекта первой апатито-нефелиновой фабрики в Хибинах.
7 марта. Во исполнение постановления Президиума ВСНХ СССР подписан акт о передаче имущественных прав и обязанностей Апатито-Нефелиновой комиссии тресту «Апатит».
9 марта. Энергопентр ВСНХ СССР своим письмом па имя руководства треста «Апатит» информирует о выдаче наряда Энергострою на безотлагательное проведение изысканий на реке Нива для сооружения гидроэлектростанции.
14 марта. На строительство объектов треста «Апатит» из Псковского округа Ленинградской области в Хибины эшелоном доставлена первая партия спецпереселенцев в количестве 918 человек. К декабрю 1930 г. в Хибиногорске насчитывалось уже 8996 граждан этой категории.

1930 г. Палаточный городок спецпереселенцевВ Хибины мы приехали зимой 1930 года. Города Хибиногорска тогда еще не было. Память сохранила быт спецпереселенцев фрагментарно: помню палатки на горе. где сейчас расположены улицы Мира. Юбилейная, Хибиногорская, Ленинградская... Они, эти палатки, были разбросаны повсюду — вплоть до Дворца культуры и Верхнего озера. Палатки мне врезались в память потому, что кругом были они и они, и еще потому, что я заходил к своему школьному товарищу, который жил в палатке.
Шалман этот предстал моему детскому восприятию как нечто нечеловеческое, потустороннее, страшное. Это было палаточное сооружение довольно больших размеров в длину и ширину и, как мне показалось тогда, весьма высокое: если зрительная память мне не изменяет, в шалмане были нары в три "этажа". На нарах лежали и сидели люди: мужчины и женщины, дети и старики. Топились две (или три) печи-буржуйки. Вокруг них висели мокрые валенки, фуфайки, брюки, шапки, бушлаты, полушубки, портянки. От всего этою шел нар, который, как адский чал или дымовая завеса, заполнял все пространство шалмана, так что второй и особенно третий '"этажи" нар еле проглядывались. Но сквозь сплошной пар и чад еле пробивался какой-то свет тусклый — или от свечек, или от керосиновой лампы. Плакали дети. Кашляли и стонали старики. Разговаривали и перебранивались мужчины и женщины. Кругом стоял сплошной гвалт.
Потом, через годы, когда намять возвращала меня к этому шалману на 13-м километре и палаткам спецпереселенцев на 18-м и 20-м километрах, мне казалось, что я тогда побывал в самом настоящем (а не мифическо-религиозном) аду. Шалманы и палатки, невыносимые условия жизни и быта спецпереселенцев часто ассоциировались в моем сознании с Тартаром, с мусульманским джехеннемом, с адом из Божественной комедии Данте Алигъери - этим вечным и страшным "царством мук".
И вот в таких условиях, в краях, где не ступала нога человека (а Хибины были именно таким местом) спецпереселенцы совершали трудовые подвиги: за два-три года построили город. В безжизненной тундре между гор в предельно короткие сроки вместо палаток и шалманов появились одно-двухэтажные дома, магазины, столовые, школа, баня, кинотеатр...

Из воспоминаний сиецпереселенца А. В. Гусева.

Март 1930 г. Отправка первой партии апатитовой руды на заводы СССР

Март 1930 г. Отправка первой партии апатитовой руды на заводы СССР

15 марта. В поселке у Кукисвумчорра сданы в эксплуатацию три рубленых строения. Это были первые настоящие дома Хибиногорска — с печами, кухонными плитами.

Март-апрель 1930. Доставка стройматериалов с разъезда Белый в Хибиногорск

20 марта. В Гамбург прибыл пароход «Андре Марти» с первой партией экспортною хибинского апатита.

Лето 1932 г. Подвоз апатитовой руды в Мурманский порт для отправки за границу

25 апреля. Первый грузовой поезд прибыл по вновь построенной ветке от станции Апатиты к озеру Большой Вудъявр. Сквозное движение далее до поселка Ку кис вумчорр открыто 1 июля.

Март-апрель 1930 г. Прокладка железнодорожной ветки от разъезда Белый до апатитового рудника.

15 мая. Политбюро ЦК ВКП(б) обсудило доклад управчяющего трестом «Апатит» В. И. Кондрикова о путях и перспективах развития Хибин. Оно обязало трест довести добычу апатита в 1930—1931 хозяйственном году до 1 млн. тонн,В принятом по итогам обсуждения постановлении отмечалась необходимость ускорить строительство обогатительной фабрики в Хибинах, гидроэлектростанции на реке Нива, железной дороги до района апатитовых разработок. Члену Политбюро, заместителю председателя СТО и СНК СССР Я. Э. Рудзутаку поручалось персонально наблюдать за развитием апатитового дела.
Принятое по докладу постановление сыграло огромную роль в развитии Хибиногорского горнопромышленного района и становлении Хибиногорска как города.
31 мая. Совет Труда и Обороны и Высший Совет народного хозяйства СССР приняли решение о строительстве Нивской ГЭС для бесперебойного снабжения треста «Апатит» электроэнергией.

Июнь 1930 г. Закладка электростанции на 6250 кВт

5 июня. Железнодорожная ветка от разъезда Белый до станции Вудьявр протяженностью 22 км открыта для прямого сообщения и сдана в коммерческую эксплуатацию.

Оценивая основные этапы развития производства в Хибинах с позиций сегодняшнего дня, можно смело утверждать, что и тс далекие годы, когда закладывался фундамент будущего «Апатита», вдохновители и инициаторы «апатитового проекта^ в какой-то степени интуитивно, а в целом вполне сознательно осуществили масштабный системный подход к освоению уникального месторождения. Весьма дальновидно создавались одновременно:
— само горнорудное производство и строительная база;
— город Хибиногорск с полной социальной инфраструктурой:
— мощная научная поддержка в виде Хибинской горной станции АН СССР (ныне Кольский научный центр РАН);
— подготовка профессиональных кадров (Хибиногорский горно-химический техникум, вечерний факультетЛснишрадского горного института);
— схема продовольственного обеспечения населения натуральными продуктами питания (совхоз «Индустрия», Полярная опытная станция Всесоюзного института растениеводства)
— производственная (железные и автомобильные дороги, энергоснабжение через каскад Нивских ГЭС), социальная инфраструктуры и многое другое.
Тогда же академиком А. Е. Ферсманом и его сотрудниками были начаты исследования по комплексной переработке руд с получением апатитового, нефелинового, сфенового, титаномагнетитового и эгиринового концентратов, технологические основы которой актуальны и сейчас.
Освоение апатит-нефелиновых месторождений Хибинского массива и последовавшее за ним хозяйственное преобразование Кольского края в целом, несмотря на целый ряд тяжелых привходящих обстоятельств, можно смело отнести к очевидным историческим достижениям национального масштаба.

Hosted by uCoz